Показать сообщение отдельно
Старый 08.10.2012, 18:43   #1
Mirrmurr
Местный
 
Аватар для Mirrmurr
 
Регистрация: 17.07.2012
Адрес: Москва
Сообщения: 238
По умолчанию Найти командира.

В 2000 году я побывал на Кунашире после 14 летнего перерыва. Поехал на остров один туристом. В Южно-Крильске познакомился еще с двумя туристами: москвичом Виктором и питерцем Давидом. Втроем мы взобрались на вулкан Тятя. Погода была очень жаркая. Воды с собой взяли немного. Я первый залез на плато вулкана, затем Виктор, а Давид остался метрах в 300 ниже. Быстренько пофотографировал и вскарабкался на вторичный конус до вертолета МИ-8, потерпевшего здесь авиакатастрофу в 1983 году. Спускаюсь обратно к краю плато. Давид все там же, кричу ему: «Что случилось?» Он отвечает, что кончилась вода, и сил никаких нет. Уже почти стемнело. Посовещались с Виктором и решили, что он останется на плато, а я помогу Давиду и отдам ему остатки нашей воды. Спустился, уже совсем темно. Напоил питерца. Полежали на нагретых за день вулканических бомбах, но подниматься вверх Давид совсем не мог. Похолодало. Собираю в темноте сухой кедрач, рискуя сорваться. Разжигаю костер. Всю ночь поддерживаю огонь. Давид выспался и утром свеженький все же забрался на плато, а я полностью измотанный бессонной ночью и жаждой побежал вниз. Помню, упал возле первого ручья и долго-долго лежал так, втягивая как пылесос живительную влагу.
В это время Виктора совсем замучила жажда. Но он смог залезть на верхушку Тяти, а затем, спускаясь, добрался до вертолета. Там, в сопле разбитой машины обнаружил литров двадцать чистейшей дождевой воды. Радости его не было предела. Он, конечно же, вдоволь напился. Давид к тому времени, уже спускался с вулкана вниз к океану и не видел находки Виктора. И так же, как и я долго пил у первого попавшегося ручья.
После уже, у подножия вулкана мы втроем обсуждали, что вертолет разбившейся о вулкан в 1983 году, для кого-то стал могилой, а Виктору помог утолить жажду.
Данные о трагедии 1983 года есть здесь: http://www.airdisaster.ru/database.php?id=606
Светлая память погибшим.
По возвращении в Южно-Курильск, мы узнали, что на Тяте лежит еще один вертолет МИ-4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8-4, потерпевший аварию в 1975 году. И что после той авиакатастрофы, часть экипажа и пассажиров выжили.
И вот недавно на одном украинском сайте я нашел следующую информацию:
«В конце Января 1975 года во время перелёта на вертолёте из Южно-Курильска на мыс Ловцова острова Кунашир произошла авиакатастрофа. Во время перелёта над вулканом Тятя вертолёт потерял управление и упал на вулкан. В этом вертолёте находились женщины и дети. После падения были жертвы, погибшие и раненые. В нём летела моя мама Незванкина Валентина Фёдоровна и брат Незванкин Вячеслав Борисович. Мама погибла. Остальные, оставшиеся в живых, среди которых был мой брат, которому на тот момент было всего три годика, боролись за жизнь чтобы выжить. После падения вертолёта были организованы поиски, как с земли, так и с воздуха. Поиски увенчались успехом. Оставшиеся в живых были спасены. Люди получили обморожения конечностей. Мой брат получил обморожение ног, в областной больнице г.Южно-Сахалинска ему предстояла ампутация пальцев на ногах. Но, слава богу, после беседы нашего отца Незванкина Бориса Ивановича с врачами этого удалось избежать.
В этот трагический для нашей семьи момент родная сестра моей мамы Франц Анна Фёдоровна предложила забрать брата Славу к себе на Камчатку. Отец дал согласие.
Через несколько лет в ответ на моё письмо тётя Аня написала, что воспитывала его до семи лет, а потом устроила его в школу-интернат. В школе-интернате Слава (брат) понравился классному руководителю, и она с мужем попросила отдать его им. Они его усыновили и уехали в Хабаровск не сказав, ни адреса, ни фамилии, на которую его записали.
В 1986 году я летал в Алтайский край город Алейск откуда мы родом и пытался найти хоть какую-нибудь информацию о моём брате Вячеславе. В итоге моих поисков никто из моих родственников не смог мне помочь .
Я Незванкин Юрий Борисович (1963 года рождения) уроженец Алтайского края города Алейска прошу вас помочь мне найти моего брата Незванкина Вячеслава Борисовича.»
http://www.spr.ua/forum_vyvod.php?id_tema=1977565
Хотелось бы помочь Юрию Борисовичу найти своего брата. Возможно, надо обратиться в передачу «Жди меня». А пока вот что удалось выяснить о трагедии 1975 года.
Авиакатастрофа произошла после полудня 29 января 1975 года. В вертолете летели три члена экипажа: командир капитан Николай Дорожкин, летчик-штурман капитан Василий Головнев, третий неизвестен. Пассажиры: два подполконика КГБ А. Шелюг и Л. Игуменов (об их гибели можно узнать в комментариях статьи «Катастрофы Сахалина. Мелочи выживания». http://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=11020), две женщины, одна из них Незванкина Валентина Фёдоровна, двое детей, один из них 3-ех летний мальчик Незванкин Вячеслав Борисрович, второй мальчик шести лет и еще два пассажира. Об этом говорится в книге Владимира Новикова «Крылья границы». То есть всего получается одиннадцать человек вместе с детьми, и из этих одиннадцати пятеро неизвестных.
По словам Юрия Михайловича Кулешова, бывшего в 1975 году старшим тренером сборной Сахалина по горным лыжам, и участвовавшего в спасательной операции на Кунашире, в живых осталось пять человек: два летчика, женщина и двое детей. Еще одну женщину нашли позднее, она выбралась из вертолета и закопалась в теплый вулканический пепел в кратере «Отважный». «…Она была живой, но психика ее была подорвана, и ее срочно на вертолете отправили в Южно-Сахалинск на реабилитацию».
С тех пор немало времени прошло, и конечно многое позабылось. Вот и в своих воспоминаниях Кулешов говорит, что командиром МИ-4 был Ножкин, хотя на самом деле это был Николай Дорожкин.
http://www.ykurilsk.ru/news/ykurilsk/72398/
Итак, получается, из одиннадцати в живых осталось шестеро, пятеро погибли. Я нашел данные о двух погибших подполковниках КГБ, если же возвращаться к словам Незванкина Юрия Борисовича из Украины, разыскивающего своего брата, то вероятно. что из оставшихся трех погибших, возможно, их мать Незванкина В. Ф. По логике еще один, это третий член экипажа. Последний же вообще неизвестен.

Привожу отрывки из книги Владимира Новикова «Крылья Границы», где есть главы, посвященные этой трагедии.
Отрывок из главы «Операция «Мужество»: «Необходимо добавить, что попавшие в беду люди — три человека экипажа и восемь пассажиров — вели себя по-советски, геройски: стойко переносили выпавшие на их долю тяготы и лишения и четко верили, что их спасут. Когда кончилось все, что могло согреть, и что можно было съесть, летчики, одетые в меховые куртки, согревали на своей груди двух маленьких детей. Детей они спасли, а отмороженные ноги обоим летчикам после спасения пришлось ампутировать...»
И далее отрывок из главы «Испытание на прочность»: «Для всех оставшихся в живых судьба устроила не менее тяжкие испытания, чем те, что они пережили на склоне вулкана Тятя. Врачи боролись за их жизнь, но вслед за большими обморожениями началась гангрена. В. Головневу и женщине ампутировали обе ноги. Н. Дорожкину — левую ногу. Ребятишек ценой собственного здоровья летчики спасли. Где они сейчас? Помнят ли тех, кто жертвовал собой ради них? У В. Головнева судьба сложилась трагически. В семье начались нелады, и она распалась. Василий не выдержал этого удара и вскоре умер.

28-летний первоклассный летчик капитан Николай Александрович Дорожкин тяжело переживал отлучение от неба, от военной службы, которой посвятил всю свою жизнь. Все надо было начинать сначала…» http://rudocs.exdat.com/docs/index-5...page=13#569465

Удалось узнать, что Николай Александрович одно время работал заместителем директора по науке филиала Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета и защитил докторскую диссертацию. http://tage.ru/?book=disser&cat=n22&str=1170&nomer=1264
Но сейчас этот ВУЗ в Белгороде уже не работает, и следы Дорожкина затерялись.
(филиал Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета Государственный вуз
Год основания: 2000г.
Адрес: 308015, Белгородская область, г. Белгород, ул. Озембловского, д. 34
Телефон: (4722) 36-88-18
Факс: (4722) 36-88-18)
В газете «Советский Сахалин» в № 9 от 4 марта 1999 г. (любезно предоставленной мне Андреем Клитиным), в статье Елены Лбовой «Я – спасатель» вспоминает о той трагедии, бывший спасатель при совете по туризму: «Тятя, конечно, сказочно красивое место. Но я бы назвал его и роковым: в 1975 году на Отважном тоже разбился вертолет, погибло пять человек. Спаслась только одна женщина – забралась прямо в кратер, несколько суток пролежала на теплом шлаке, пока спасотряд ее не подобрал»
Как видно, события января 1975 года обрастают легендами. В этом отрывке человек говорит об одной спасшейся женщине, хотя на самом деле спаслось, как я уже говорил, шесть человек.
Взялся я попробовать описать те события, чтобы хоть чуточку приблизится к истине. В Интернете информация самая разная. Возможно, всю правду мы бы узнали от самого командира экипажа МИ-4 Николая Дорожкина. Осталось только его найти.
__________________
Усы, лапы и хвост - вот мои документы.
Mirrmurr вне форума   Ответить с цитированием